О дедушке Корнее

      Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка… Таким был Корней Иванович Чуковский.

     Он жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны. Им, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться и от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

     «Книга “От двух до пяти” возникла совершенно случайно. Вот выдержки из этой книги:
     "Я жил на даче у самого моря. Перед моими окнами на песках Сестрорецкого пляжа копошилось несметное количество малых детей под надзором бабушек и нянек. Я только что оправился после долгой болезни и по предписанию врача был обречен на безделье. Слоняясь с утра до вечера по чудесному пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой, да и она привыкла ко мне. Мы строили из песка неприступные крепости, спускали на воду бумажные плоты.
     Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. На первых порах она просто забавляла меня, но мало-помалу я пришел к убеждению, что, прекрасная сама по себе, она имеет высокую научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым вскрываем причудливые закономерности детского мышления, детской психики".

     С ранних лет стихи Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться вместе. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают наш словарь, делают нас сильнее и умнее.

     Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»

     Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. А вот второй случай, о котором сам Корней Иванович вспоминает так: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Так родился на свет “Мойдодыр”».

     Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке «Мойдодыр» композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра.) Сначала звучит «Увертюра» – вступление к опере. Фанфары привлекают внимание слушателей. Далее – солнечный марш «Рано утром на рассвете умываются мышата», затем – радостный финал. Звучит гимн воде.

     Корней Иванович Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным».

     Один такой день – 29 августа 1923 года – особенно запомнился Чуковскому: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

     Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну…

     Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

     Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, чувствовал вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

     Сказки Чуковского помогают детям ориентироваться в окружающем мире, чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди его героев присутствует и сам автор: «У меня зазвонил телефон» или «Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик с пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои внучки Тата и Лена – мы все очень любим его».

Однажды Корней Иванович записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…

Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь». Именно таким и остается в памяти поколений дедушка Корней Чуковский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий